Искусство

image_pdfimage_print

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать!
Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач по формированию общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.
Для успешной социализации, развития творческих способностей средствами хореографического искусства дошкольников мною разработана авторская дополнительная образовательная программа «Веселый каблучок» для детей 3-7 лет (ГЭС по инновационной деятельности от 14.02.2013г.), которая предполагает способ поэтапного воздействия в направлении максимального раскрытия и развития творческих способностей как залога ранней идентификации одаренного ребенка.

В художественно-эстетической деятельности, мною применяются разнообразные игровые приемы, методы, нестандартные дидактические пособия. Разработанная серия музыкальных игр, этюдов, релаксационных пауз, органичное сочетание игровых упражнений: «Ножки-ладошки», «Рыжая лошадка», «Снеговик»; танцевальной гимнастики: «Петрушки», «Куклы», «Настоящий друг», «Осенние листья», «Веселый слоненок», «Тик-так» предоставило возможность детям работать над раскрепощением мышц тела при выполнении движений, развивать правильную осанку, что помогает детям повысить собственную самооценку.
Применение коммуникативных игр: «Веселые ребята», «Можно ль козам не бодаться?»; игровых тренингов: «Давайте познакомимся», «Ножками затопали», повлияло на развитие навыков коммуникативного взаимодействия.
Пластические этюды «Букет цветов», «Кошечка и бабочка», помогли совершенствовать умения управлять своими движениями; упражнения на релаксацию «Качели», «Палуба», «Лимон», способствовали снятию эмоционально-психического напряжения у детей.
Для расширения музыкальных способностей детей сформировала банк музыкального сопровождения эстрадного, классического и народного танцев.
С целью более эффективного приобщения ребенка-дошкольника к миру танца разработала комплекс электронных демонстрационных и дидактических пособий: «Энциклопедия народного хоровода», «Здравствуй, осень», «Вальс цветов», «Мы моряки» и др. Использование презентационных средств позволило мне внести эффект наглядности, элементы необычайности, что помогает ребенку усвоить трудный материал быстрее и качественнее.
Образно-игровые танцы: «Путешествие в зоопарк», «Три пингвина», «Кузнечик», «Часики»; танцевальные этюды: «Петрушка», «Куклы», «Буратино» позволили импровизировать танцевальные движения, развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых образов.
При постановке танцевальных композиций «Весенний ручеек», «Снежная сказка», «Балалаечка», «Модницы» на основе музыкального сопровождения композиторов А. Рыбникова, Е. Железновой, А. Мынова дети научились самостоятельно менять движения, проявили творчество в импровизации.
Углубленная работа по развитию танцевальных, художественно-творческих способностей одаренных детей посредством хореографического искусства позволила достичь положительных результатов:
— у детей значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным);
— дети активно пользуются средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
— повысилась эмоциональная отзывчивость, (развивается ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями);
— дети эмоциональнее и выразительнее исполняют песни, танцы, стихи;
— чувства ритма, красивой осанке, уверенности в себе.
Мои воспитанники, растущие в атмосфере сотрудничества, умеют и любят думать, владеют организаторскими и коммуникативными способностями. У них закладываются лидерские качества, которые помогут успешно развиваться в будущем.
Социальное партнерство с МАО ГДК «Дружба», МАУК ДК им. И.И. Наймушина создает условия для поддержки одаренных детей средствами искусства. Ежегодное участие в городских конкурсах и фестивалях детского творчества хореографического ансамбля «Веселый каблучок» подтверждает танцевальное искусство, артистичность моих воспитанников:
— городской фестиваль детского творчества «Планета Детства», танцевальная композиция «Солнышко с лукошком», 2012 г. – Грамота;
— городской фестиваль детского творчества «Планета Детства», сценический народный танец «У колодца», 2013г. – Грамота;
— городской фестиваль детского творчества «Пусть всегда будет солнце», русский народный стилизованный танец «Веселая кадриль», 2014 г. – Грамота;
— городской фестиваль детского творчества «Пусть всегда будет солнце!», который проходил в юбилейную дату – 70-летие Великой Победы. Танцевальная группа детей подарила зрителям красочную музыкальную композицию «Я рисую на окне», 2015 г. – Грамота;
— городской фестиваль детского творчества «По дороге с облаками», «Бурятские мотивы», 2016 г. – Грамота;
— городской фестиваль детского творчества «Очаровательные крошки», танцевальное попурри (танцы народов мира) «Дети планеты Земля», 2017г. – Грамота;
— городской фестиваль-конкурс детского творчества по линии, военно-патриотического воспитания среди подрастающего поколения «Защитник отечества – Герой моего времени», вокально-танцевальная композиция «Шли солдаты на войну», 2018г. Диплом, Гран-При;
— городской фестиваль детского творчества «Очаровательные крошки», вокально-хореографическая композиция, «Пой, живи Россия!», 2018г. – Грамота.
Таким образом, проблема выявления, развития одаренности у детей дошкольного возраста является актуальной в связи с тем, что возникает из противоречий между потребностью общества в выявлении и развитии одаренных детей и недостаточной теоретической и практической базой педагогических средств, обеспечивающих выявление и развитие художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста.
Это позволяет сделать вывод, что использование адекватных способов и методов формирования и развития творческих способностей детей в области хореографии, сценического творчества, а также коммуникативных способностей, является фундаментом для выявления и развития одаренных детей.

Анастасия Олеговна Филиппова, музыкальный руководитель