Почти школьники


Людмила Васильевна Арбузова,

воспитатель гр. «Брусничка»

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
Ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

021Из всего вышеизложенного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, то в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Средствами реализации задач являются различные упражнения с предметами и без, пальчиковая гимнастика, игры.
Помимо специальных упражнений для развития моторики, можно использовать обычные действия с обычными предметами, которые принесут ребенку не только пользу, но и удовольствие, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
• Перемешивать, например, салат.
• Перебирать пшено, рис, гречку, фасоль, горох.
• Солить.

023
• Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
• Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
• Лепить из теста печенье. Лепить украшения к торту.
• Открывать почтовый ящик ключом.
• Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно, надевать перчатки.
• Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
• Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
• Помогать отвинчивать различные пробки — у йогурта, зубной пасты и т. п.
• Помогать перебирать крупу.
• Стирать небольшие вещи, например кукольные.
• Мыть игрушки.
• Мыть посуду.
• Подметать пол.
• Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
• Перелистывать страницы книги.

022Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Успехов Вам и вашему ребенку!