image_pdfimage_print

Татьяна Вячеславовна Васильева,

воспитатель гр. «Звёздочка»

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте, поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме.

Как известно, любознательность ребёнка очень велика. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок сталкивается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные выключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно следует пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается недостаточно. Лучше показать ребенку, насколько опасен огонь, на практике. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горящему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Ребенок почувствует, что огонь горячий и может обжечь, и, следовательно, его следует остерегаться. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

Кроме мер воспитательного характера, взрослым следует установить надёжный режим недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать.

Особо следует обратить внимание на недопустимость игр детей со спичками. Дети, играя со спичками, выкладывая их, делая из них различные фигурки, привыкают к спичкам, а в этом в последствие может крыться большое зло. Не чувствуя опасности от спичек, дети начинают экспериментировать, устраивают игры, которые порой могут оказаться опасными для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

Самая главная задача, стоящая перед родителями, это не запретить, а приучить ребенка опасаться огнеопасных предметов, и ни в коем случае не брать спички или другие легковоспламеняющиеся предметы и вещества без разрешения. Безоговорочные запреты могут привести к обратному эффекту, дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
При беседе взрослых с ребенком следует сделать акцент на том, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других.
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
• звать на помощь взрослых, родителей или соседей;
• не тушить огонь в квартире самостоятельно;
• выходить из горящей квартиры через дверь;
•если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда легче запоминают информацию в виде рисунков, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Уважаемые родители, используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности, и тогда в экстренной ситуации ваш малыш не растеряется и наверняка все сделает правильно.