image_pdfimage_print

Евгения Матвеевна Склянова,

воспитатель гр. «Смородинка»

Арифметическая задача

Что такое Арифметическая задача? Это текст, содержащий численные компоненты. Простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.

Что означает Решить задачу? Объяснить, какие действия нужно выполнить с данными в ней числами, чтобы после вычисления получить число, которое в ней нужно узнать.

Основная цель — учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Лучше всего начинать это делать на задачах — драматизациях.

Например: Взрослый обращается к детям — Саша, поставь на стол две машинки.- Миша, а ты поставь на стол 1 самолет. Далее спросить детей — Расскажите, что сделал Саша. (Саша поставил на стол машинки)- Расскажите, что сделал Миша? (Миша поставил на стол 1 самолёт). Далее предложить детям рассказать сразу о том, что сделали Саша и Миша. К этому маленькому рассказу добавляется вопрос: Сколько всего игрушек мальчики поставил на стол? То, что вы рассказали о действиях детей, вместе с вопросом, который я задала, называется арифметической задачей.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера «С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика». «Как зовут этих детей?». Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует выслушать разные варианты вопросов и отметить, что все они начинаются со слова сколько.

Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, взрослый подбирает такую загадку, где имеются числовые данные.

Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». «Что это?» — спрашивает воспитатель. «Это не задача, а загадка», — говорят дети. «Но ведь числа указаны», — возражает взрослый. Однако ясно, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо.

Итак, структура задачи состоит из четырех частей:

  1. Условие задачи. Например: на кормушке сидело 4 воробья, к ним прилетело еще 2. Условие сначала проговариваете вы, а уже потом могут составлять сами ребята по картинкам.
  2. Вопрос.Например: сколько воробьев стало на кормушке? Если вопрос не задан, то это не задача, а просто рассказ. Важно, чтобы ребята поняли, что когда в задаче необходимо действие сложения, в вопросе звучат слова: сколько стало?, а если вычитание, то сколько осталось?
  3. Решение. Ребята решают устно, а потом записывают или с помощью карточек, или пишут в тетрадках, обязательно проговаривают действия. Например: 4+2=6, проговаривают:  «К 4 (четырем) прибавить 2 (два) получится 6 (шесть)».
  4. Ответ.Ребенок должен обязательно проговорить ответ. Ответ должен соответствовать вопросу. Например: На кормушке стало 6 воробьев.

Уважаемые родители ребят подготовительной группы! Уделите всего несколько минут для того, чтобы позаниматься с вашими детьми задачками. Вот несколько картинок-задачек.

Milych-1-1