image_pdfimage_print

Галина Михайловна Суворова,

воспитатель гр. «Звёздочки»

Видеть плоды своих трудов – аккуратно застеленную постель, уложенные рядами кубики – или наблюдать с какой ловкостью рыбки подхватывают красных мотыльков, доставляет ребенку большое удовлетворение.

         Приобретение навыков способствует самоутверждению, рождает уверенность в своих силах, чувство удовлетворения умелостью, возможностью оказать помощь взрослым.

         Ошибочно мнение тех, кто считает, что привлечение ребенка к труду якобы лишает его счастливого, беззаботного детства, и выполняет за ребенка то, что он может делать сам. Сейчас ребенку все ново, все интересно, и он с удовольствием трудится, проверяя свои возможности и убеждаясь в своей силе, ловкости, умении. Он горд тем, что взрослые всерьез принимают его помощь. Пройдет время, и у него появятся новые дела, новые заботы, и то. чем он так увлекался, перестанет его интересовать. Поэтому так важно, чтобы эти дела для ребенка стали привычными, в противном случае, будучи школьником, он станет избегать их. Постелить постель? Эка невидаль! Другое дело, когда воспитана привычка. Встал с постели – не заметил, как и убрал ее. Так привык, что и мытье посуды не тяготит. «Привычное дело», — часто говорят. когда хотят объяснить, почему оно выполнялось без особых усилий. Так закладывается основа трудолюбия.

         Какие трудовые навыки и умения должен приобрести ребенок?

         В три-четыре года дети могут помогать накрывать на стол и уносить посуду после еды, с помощью взрослых кормить домашних животных, поливать цветы и растения на грядках, сажать лук, сеять семена, собирать овощи.

         Дети четырех-пяти лет, кроме того, учатся протирать тряпкой пыль с мебели, содержат в порядке и чистоте свои игрушки, в детском саду и дома накрывают на стол. С помощью взрослых они подклеивают книги, стирают кукольную одежду, могут рыхлить землю, поливать цветы.

         В пять-шесть лет ребенок овладевает более сложными навыками: убирает свою постель, протирает пыль и крупные листья у комнатных растений, стирает после уборки тряпочку, кукольную одежду, выпалывает сорняки, сеет семена цветов и овощей, собирает урожай. дети учатся правильно пользоваться лопатой, граблями, лейкой и приобретают много навыков ручного труда: изготавливают разные поделки из бумаги, картона и природного материала.

         Именно в привычных поступках, отвечающим в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.