image_pdfimage_print

Яна Евгеньевна Гордеева,

учитель-логопед

Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием к содержанию, многие первоклассники испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма, вследствие чего, у них возникает отрицательное отношение к учебе. Поэтому при подготовке детей к школе необходимо уделять внимание играм и упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, потому что несвоевременное обучение письму без преподавателя приводит к формированию неправильной техники письма.

Занятия дадут положительный эффект, если будут проводиться ежедневно в течение 15 – 20 минут.

 Как правильно сидеть за столом.

  • Ступни ног должны опираться на пол.
  • Нельзя сидеть на краешке стула. Сидеть надо так, чтобы поясница опиралась на спинку стула, а голова и туловище были слегка наклонены.
  • Между грудью и краем стола должен проходить детский кулачок.
  • Локти не должны находиться на весу.
  • Правильность расстояния от глаз до книги и тетради можно проверить так: поставить локоть на стол, а кончиком среднего пальца коснуться виска. Ниже голову опускать не надо.
  • Необходимо следить, чтобы ребенок не поворачивал лист бумаги или тетрадь при письме и раскрашивании.

 Подготовка руки к письму

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер);
  • правильное распределение мышечной нагрузки руки.

     Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

 Игровая гимнастика

   Упражнение «Скакалочка» (для большого пальца)

     Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, потом в другую.

Как у нашей Аллочки, новая скакалочка

Вертит быстро Аллочка, ручки у скакалочки.

   Упражнение «Урожай» (для большого и указательного пальцев)

Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. Ненапряженные пальцы образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови. Необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка – свекла – морковка – свекла – репка и т.п.).

Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай!

С этой грядки–репку, с этой грядки – свеклу,

Здесь возьмем морковку. Положили?И опять

Начинаем собирать. Здесь возьмем морковку

За морковкой – свеклу, а теперь и репку,

Что сидит так крепко. Положили? И опять

Начинаем собирать … Хоть и пальчики устали, урожай мы весь собрали.

  Для развития захвата  (щепоть) используются упражнения с карандашом «Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами» и без карандаша «Посолим суп», «Покормим цыплят».

       Формирование распределения мышечной нагрузки руки: в играх — «Мозаика», «Конструктор»; при работе со штампами; в ручном труде (работа с иголкой);

Чем еще можно заняться, чтобы пальчики стали ловкими.

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Собирать все пальцы в щепотку (пальцы собрались вместе, разбежались).
  • Нанизывать  пуговицы, шарики, бусинки.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии и замочки.
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Шить, вязать на спицах.
  • Рисовать в воздухе, на песке.