image_pdfimage_print

Яна Евгеньевна Гордеева,

учитель-логопед

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.

1.Есть ли желание учиться? Сочините сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравиться учиться, узнавать новое». Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь». Шестой: «Я хожу в школу потому,  что получаю там пятерки».

Спросите своего малыша: «Как ты считаешь – почему надо учиться?». Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой тяжелой работой, как учеба.

2.Может ли подчиняться требованиям учителя, работать по правилам, контролировать свои действия? Игра «Да» и «нет» не   говорить, «черное» и «белое» не называть». Задайте около 10 простых вопросов (Ты любишь шоколад? Какого цвета мороженое?). Если отвечает почти без ошибок, значит уровень самоконтроля достаточно высок.

3.Развита ли речь? Пересказать короткий (6-7 предложений) рассказ. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа.

4.Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?  Игра «Лишнее слово». Повторяете какое-то слово  несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово (гора, гора, нора, гора). Игра «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах. Игра «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши (ко-ро-ва).

5.Умеет ли выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи? Попросите ребенка закончить предложение:  «Прошел дождь, поэтому…»

Игра «4-й лишний». В ряду из четырех картинок ребенок должен убрать одну, лишнюю (стол, стул, окно, диван), объяснить свой выбор.

Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара, требуется подобрать пару к третьему слову (день-ночь, лето-(зима).

 6.Достаточно ли развита тонкая моторика?  Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребенка в 6-6,5 лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов.