image_pdfimage_print

Ольга Александровна Шаяхметова, 

учитель-логопед

Маленький человек приходит в современный мир и сталкивается с лавиной информации, обрушивающейся на него: развивающие программы, сотовые телефоны, планшетные компьютеры, интернет. Обществу необходим современный, мыслящий, быстро принимающий решения индивид. Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память.  Тренировать  память так же важно, как и тренировать тело, силу воли или  выдержку.  Существует много различных упражнений, которые помогают развивать память ребенка. Вот некоторые из них:

«Предметы-непоседы».

Возьмите различные по величине и назначению предметы, разложите их на столе. Дайте ребенку небольшое время  запомнить их.  Когда ребенок отвернется, уберите любую вещь на ваше усмотрение. Он должен определить, что именно пропало. Со временем вы можете увеличивать количество предметов на столе, а так же количество предметов, которые пропадают.

«Чудесный мешочек».

В мешочек из ткани складываются различные предметы: мелкие игрушки,  прищепки, шарики, пуговицы, кусочки ткани, предварительно рассмотренные ребенком. Малыш должен на ощупь определить и назвать их.

«Магазин».

В такую игру лучше играть непосредственно перед выходом в магазин, например, за продуктами. Медленно назовите ребенку, что вам будет нужно приобрести. Повторите несколько раз. По приходу в магазин предоставьте возможность ребенку напомнить вам весь необходимый перечень.

«Маленький гений».

Ребенку предлагается за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например,  5 круглых предметов  или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Снежный ком».

Суть этой игры заключается в максимальном расширении предложенной для образца фразы. Ребёнок должен повторить фразу, произнесённую до него, добавив при этом одно своё слово. Победителем становится участник, который последним назвал всю произнесённую до него фразу и добавил своё слово.

Например, взрослый предлагает фразу: «Котик греется на солнце».
Ребенок последовательно расширяет её:
Пушистый котик греется на солнце.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце и мурлычет.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце и мурлычет песенку.
Пушистый и весёлый котик греется на солнце и тихонько мурлычет песенку и т.д.

Заучивание стихов.

Самый простой метод тренировки памяти. Поначалу ребенку нужно дать прочитать несколько стихотворений и выбрать то, которое ему наиболее интересно. Учить стихотворение нужно по строчкам, добавляя все время по одной. При этом делать это нужно в непринужденной форме – во время прогулки, перед сном. На первом этапе это могут быть четверостишия, дальше объем увеличивается.

«Устный счет».

Как это ни удивительно, но устный счет очень положительно сказывается на памяти. Он не только развивает память, но и увеличивает скорость мышления,  расширяет возможности мозга. А посчитать можно что угодно: количество машин, длину дороги (шагами), количество фонарей на улице,  сложить или вычесть цифры квартиры или дома.