image_pdfimage_print

Любовь Герасимовна Затопляева,
воспитатель гр. «Брусничка»

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для ознакомления дошкольников с окружающими их объектами, накопления социального и двигательного опыта и овладения речью.
Выполнение пальчиками различных упражнений, оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают достаточную подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Одной из эффективных форм работы с дошкольниками, способствующей развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками и песнями.
Особое внимание хочется уделить объединению таких важных занятий как пальчиковая гимнастика и чтение сказок. Уже неоднократно было доказано благоприятное воздействие этих двух техник на речь, эмоционально-волевую сферу и на личность в целом. Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Рассказ и показ таких особенных сказок требует подготовительной работы.
1. Чтение сказки.
2. Ответы на вопросы по прочитанной сказке.
3. Пересказ или самостоятельный рассказ сказки.
4. Знакомство со всеми персонажами сказки (можно их нарисовать, слепить, посмотреть на картинках)
5. Разучивание отдельных упражнений-основ для демонстрации выбранной сказки. При разучивании упражнений необходимо связывать упражнение и изображаемый предмет.
6. Выполнение отдельных упражнений основ.
7. Показ и рассказ взрослым пальчиковой сказки.
8. Показ ребенком пальчиковой сказки без речевого сопровождения (сказку может читать, рассказывать взрослый)
9. Рассказ и демонстрация пальчиковой сказки ребенком.
Каждый этап не имеет четкой продолжительности, вы можете сами скорректировать длительность, а также последовательность работы.

Пальчиковая сказка «Поросенок»

Громкий звук раздался утром рано (Хлопки)
Я в окошко выглянул спросонок: (Рисуют пальцами «окошко»)
Розовый, веселый, аккуратный (Гладят себя по голове)
На машине ехал поросенок. (Прижимают пальцем кончик носа)
Поросенок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нем. («Рисуют» пальцами клеточки)
Он вертел довольно головою. (Вертят головой)
Вместе с головой вертел рулем. («Крутят руль»)
На копытцах – белые перчатки, (Гладят поочередно одну руку другой)
И панама вышита цветами: (Делают руками «домик»)
Ехал он на травке поваляться («Крутят руль»)
Или же в деревню в гости к маме…
Ехал поросенок на рассвете, (Поднимают руки вверх)
Розовый, похожий на зарю… (Описывают руками дугу)
И, предупреждая всех на свете, (Грозят пальцем)
Нажимал на пятачок: (Прижимают пальцем кончик носа, говорят — Хрю – хрю! «Хрю-хрю»)