image_pdfimage_print

Ольга Александровна Шаяхметова,

учитель-логопед

Понимание, где находится право и лево, верх и низ, впереди и сзади; правый нижний или левый верхний угол – это и есть ориентировка в пространстве. Спросите, зачем это нужно ребёнку? Затем, чтобы в период школьного обучения он правильно писал буквы и цифры (дети с недостаточно развитым пространственным восприятием часто пишут их в зеркальном отображении). Затем, чтобы обойтись без трудностей  при изучении геометрии и черчения в средних классах. Затем, чтобы во взрослой жизни с лёгкостью научиться водить автомобиль и не попадать в аварии.

Понятно, что сидеть и заучивать – метод крайне неэффективный. Поэтому давайте учить с помощью игр. Вот наши «выручалочки», которые помогут ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги и овладеть основными пространственными понятиями:

  • «Снежинки падают».

Ребенок выкладывает снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа и показывает, куда они падают (в низ листа). Свои действия  сопровождает словами: «сверху вниз».

  • «Бабочки летят».

Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, ребенок перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

  • «Я еду на машине». 

Перед ребенком лист бумаги и маленькая машинка. Ребенок, слушая инструкции взрослого, передвигает машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

  • «Назови соседей».  Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

в правом верхнем углу,
в центре листа и т.п.

  • «Лабиринт». 

Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

  • «Украшаем ёлку».

На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо  раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный и т.п.»

  • «Клеточка».

Ребенку предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции.

  • «Графический диктант».

На листе бумаги в клетку ребенок в соответствии с инструкцией взрослого проводит линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой, а затем двумя вместе.

Желаю успеха!