image_pdfimage_print

Светлана Николаевна Колмакова, Марина Михайловна Аушева,

воспитатели гр. «Ромашка»

Не напрасно народ

 С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет,

Самой первой святыней.

Золотые слова,

 Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!» –

В поле, в доме, в державе!

«Хлеб – всему голова» — так  говорили наши предки. Ещё издревле хлеб почитали в русской культуре, любовь  к нему воспитывалась с раннего детства.  Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Но как выяснилось, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Наша задача, показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к нему, уважать труд людей, выращивающих его. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Наверное, потому что хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.

Как же научить уважать хлеб? Хлебу и отношению к нему была посвящена тематическая неделя. На занятиях, мы знакомились с разными хлебобулочными изделиями, прошли весь процесс от вспахивания поля до готового продукта. Прочитали много произведений, таких как В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба».   Беседовали на темы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб». Совместно подбирали пословицы и поговорки о хлебе: «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба все приестся», «Не в пору обед, коль хлеба нет»… Экспериментировали, превращая зерна в муку (ступка, кофемолка).

Итогом темы стало рисование и лепка хлебобулочных изделий. Дети сделали вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди, его надо ценить, любить и относиться с глубоким уважением.