image_pdfimage_print

Яна Евгеньевна Гордеева,

учитель-логопед

Ускоренная речь чаще всего наблюдается у детей нервных, возбужденных, порывистых, неуравновешенных.

Причины:

- Слабость тормозных процессов в мозгу.
— Неустойчивый тип нервной системы (холерический).
— Подражание речи окружающих.
Методы устранения:

-Укреплять нервную систему;
-Воздействовать на поведение (помочь ему изживать суетливость, непоседливость).
-Учить доводить начатое дело до конца.
-Приучать к медленной, спокойной, плавной речи. («Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори»)
-Повторять предложения за взрослым (медленно).
-Систематически добиваться от ребенка замедленной речи (вначале даже медленнее обычной).
-Читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу.
-Говорить под музыку, маршировку.
-Пение, ритмика – все, что упорядочивает движения.
-На заданный вопрос ребенок отвечает мысленно, потом шепотом, а затем вслух, медленно и ритмично.
-Полезны частые вопросы «Почему?».
-Игры на договаривание начатых фраз.
-Рассказ по картине.
-Речевые игры, в которых дети вынуждены двигаться и говорить медленно («Кот и мыши»).
-Чтение стихов перед зеркалом (самонаблюдение над артикуляцией тормозит ее темп).
-Медленно произносить скороговорки (потруднее, чтобы затормозить темп).
Если речь связанна с движением, сначала усваиваются движения, а затем к ним присоединяется речь.