image_pdfimage_print

Ольга Александровна Шаяхметова,

учитель-логопед

  • Начнем с вас.

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

  • Встреча взглядов.

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

  • Говорите четко.

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому слова, на которые падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

  • То же, но по-разному.

Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу. Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

  • Не переусердствуйте.

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

  • Хорошее настроение — залог успеха.

Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили, что в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

  • Все чувства в союзе с речью.

Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

  • В основе речи — стремление к общению.

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

  • Уважайте попытки ребенка говорить.

Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

  • Учите в игре.

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится речевое общение. Побуждаете вы, а не ситуация.

  • Не предупреждайте желаний ребенка.

Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

  • Не пренебрегайте звукоподражанием.

Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

  • Расширяйте словарь.

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

  • Развивайте фонематический слух.

Побуждайте различать близкие звуки и слова, отличающиеся одним звуком (крыса-крыша).

  • Ведите дневник.

Фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

  • Читайте.

Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз, т.к. дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

  • Пальчики на помощь речи.

Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием речи.

  • Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны.

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

  • Только вы!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам и чаще хвалите своего малыша.