image_pdfimage_print


Светлана Николаевна Колмакова , Марина Михайловна Аушева,

воспитатели гр. «Ромашка»

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья; первая кукла и первое, сшитое своими руками для неё платье, любимый мишка, грузовик, настолько крепкий, что не развалился до сих пор. Мы бережём их, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры, и, покупая игрушки своим детям, надеемся, что они также станут для них близкими друзьями. Но так бывает не всегда.

Утро, дети приходят в садик. Многие несут с собой игрушки, целые мешки игрушек. В коридоре ворчат мамы: «Зачем ты это взяла, ты же сломаешь или потеряешь. Куда тебе столько!». Но дети упрямо тащат в группу свои сокровища. Садятся в кружок и рассматривают, показывают друзьям, гордятся и завидуют. Посмотрим, что у них: чёрные волосы, бледно-зелёное личико, шрам на лице, это кукла-монстр. Огромные головы, проволочные волосы, нос на лице отсутствует — это куклы Лалалупси; длинноногие Барби в миниюбочках с целым комплектом аксессуаров. У мальчишек своё: трансформеры, солдаты-коммандос, машины с акульими челюстями, бэтмены, спайдермены. Проходит полчаса, час, бэтмены и монстры брошены и забыты, дети рисуют, строят ракеты и железные дороги, собирают из конструктора машины, девочки  играют в магазин и в дочки-матери. Почему же так? Ответ прост: В монстров просто становится скучно играть!

Давайте же поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Сфера игры — это сфера образов. Поэтому предмет игры должен не только быть привлекательным, но и содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребенка. Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Надо признать, что предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает красота игрушки, богатство деталей, или описанные в аннотации развивающие возможности. У детей несколько другие приоритеты. Конечно, они могут предпочесть игрушку потому, что видели такую у своих друзей, или потому, что она похожа на телевизионный персонаж. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, — возможность что-либо с ней делать: разбирать и собирать ее, извлекать из нее звуки, возить ее. И в данном случае, чем больше у игрушки возможностей использования, тем дольше она будет интересна ребёнку.

Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Если материал детской игры привлекателен, но предполагает строго определенный способ употребления (например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра приобретает скорее характер упражнения или времяпрепровождения.

Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.  Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций. Они не могут наскучить. Соответствие интересам самого ребенка — это, собственно, и делает игрушку игрушкой. 

Игрушка как предмет культуры обладает многими свойствами, важными в воспитании. Важна прежде всего связь ее с этическими ценностями. Хорошо, когда игрушка вызывает добрые чувства, поддерживает бережное отношение к животным, растениям и конечно же к человеку. Недопустимо, если игрушка пробуждает жестокость, агрессивность, безразличие к живому. 

Надо помнить, далее, и о том, что игрушка всегда заряжена духом своего времени. Игрушки, создаваемые для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их идеологию, вкусы, моду. Игрушки разных поколений существенно различаются. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в обществе. Поэтому современность игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям дух времени, также подлежат оценке.

В нашей стране накоплены огромные богатства, связанные с придумыванием и изготовлением игрушек. (Вспомните о дымковской, гжельской, сергиево-посадской игрушках.) Как игрушка связана с культурными традициями народа? И об этом не могут не задумываться заботливые родители.

Словом, выбирая игрушку, родители многое должны и многое могут сделать для того, чтобы она стала не только забавой, но и средством развития ребенка.