Ольга Александровна Шаяхметова,
учитель-логопед
Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками? Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.
Первый и самый простой — это ваши собственные наблюдения. Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, — рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: «Хочешь пойти в школу?» — ребенок отвечает: «Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.». Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.
Второй способ определить готовность ребенка к школе.
Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами. Важно получить следующую информацию:
- Как ребенок работает на занятиях?
- Часто ли отвлекается?
- Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя?
- Замечает и исправляет собственные ошибки?
- Проявляет активность и самостоятельность или нет?
- Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников?
- Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью?
- Быстро утомляется или может работать долго?
- Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
- Как ребенок общается со сверстниками?
- Имеет ли постоянных друзей?
- Часто ли ссорится и конфликтует?
- Участвует ли в совместных играх?
- Умеет ли договариваться с другими детьми?
- Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
- Как ребенок взаимодействует с педагогом?
- Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся?
- При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе?
- Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение?
- Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться — вам сможет помочь педагог-психолог, который проведет подробную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов.