image_pdfimage_print

Людмила Васильевна Арбузова,

воспитатель гр. «Брусничка»

Время летит незаметно, вот уже год прошел с тех пор, уважаемые родители, как ваши дети стали посещать нашу группу. За этот год они подросли, повзрослели, подружились друг с другом, многое узнали и многому научились. В этом учебном году, мы с ними стали на одну ступеньку ближе к школе. На нашем первом родительском собрании вы на минутку представили своих детей в роли школьников и рассказали о том, какими качествами, по вашему мнению, дорогие родители, должны обладать будущие первоклассники и как подготовить их к школе.
А.В.Запорожец указывал, что «…готовность ребенка к школе… представляет собою целостную систему свойств и качеств характеризующую достижения ребенком новой более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития… Многие родители подготовку к школе понимают односторонне — как накопление ребенком определенной суммы знаний. Они стараются обучить его чтению, письму, счету. Но не только это определяет успех учебы. Школа ждет не столько «образованного» ребенка, сколько психологически подготовленного к учебному труду. Это значит, что будущий первоклассник должен обладать нравственно-волевыми качествами — настойчивостью и трудолюбием, прилежанием и усидчивостью, терпением и чувством ответственности, организованностью и дисциплинированностью. От этих качеств зависит, будет ли, ребенок учится с удовольствием или учеба превратиться для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не  собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
Часто это является одной из причин того, что они не могут хорошо учиться, хотя и способны.

  img_2556
«Терпение и труд всё перетрут», — говорит народная пословица. В ней заключена мудрая мысль: если человек трудолюбив, способен проявлять упорство, терпение он легче преодолевает трудности. Учение всегда сопряжено с преодолением трудностей. К сожалению, об этом поздно вспоминают некоторые родители. Пока ребенок не стал школьником взрослые, терпимо относится к тому, что он не обладает усидчивостью. Отсутствие этого качества объясняют тем, что ребенок и должен быть таким — живым, энергичным, подвижным, а нравственно-волевые качества сформируются позже. Действительно дети по своей природе деятельны, активны, но умение проявлять усидчивость, терпение не приходит к ребенку сразу. Эти качества формируется благодаря целенаправленному воспитанию. Дети с неуёмной энергией, подвижностью, с безудержным темпераментом при соответствующем воспитании способны к волевым усилиям, могут подолгу сосредотачиваться на делах требующих умственного напряжения и усидчивости. Они способны хорошо учится, и спокойно вести себя на уроках. И наоборот, дети спокойные, медлительные могут не обладать этими качествами.

img_2557
Усидчивость, — не только ограничение двигательной энергии детей. Усидчивость означает умение ребенка преодолевать трудности, внутреннее мобилизовать себя, проявлять активность мысли, быть сосредоточенным в течение всего времени, пока не выполнит задание.
В формировании этих свойств личности важных и для обучения и для последующей жизни, особая роль принадлежит родителям.
Первые пробы терпения и усидчивости ребенок проявляет, когда впервые пытается что-то делать самостоятельно. Малыш, уклоняясь от помощи, заявляет: «Я сам!» От того, как вы, взрослые, воспримете это заявление, будет во многом зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. Это драгоценное «я сам» связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение.  Опыт самостоятельных действий, пусть даже неудачных и ошибочных, не только развивает инициативу и ответственность, но и лежит в основе формирования способности ставить сознательные цели, предвидеть возможные последствия и стремиться к выполнению того, что намечено. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять. Иными словами, призыв старшего «Давай вместе!» должен касаться исключительно тех дел, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, исключать вмешательство в те ситуации, где малыш испытывает радость от своей самостоятельности.

img_1094
Многие взрослые, озабоченные дисциплиной, сетуют на то, что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, дети восстают не против правил,а  против тех способов, которыми они внедряются. Практика общения с дошкольниками показывает, что в процессе социального взаимодействия дети испытывают внутреннюю потребность в четком соблюдении непротиворечивых правил, ожидая их от взрослых либо вырабатывая самостоятельно.
Хаос и суета, становящиеся неотъемлемыми атрибутами современной жизни, особенно в городе, приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности.
Потребность детей в правилах и порядке, поисковой активности и самостоятельности неразрывно связана с ритмичной организацией их жизни, (режима дня) созданием регулярности, повтора, последовательным чередованием «вдоха» и «выдоха», где «вдох» — это получение впечатлений и информации извне, а «выдох» — свободная творческая реализация переработанного опыта.
Следует заметить, что ритм лежит в основе как биологических, так и психических процессов человека, является одним из условий его здоровья в самом широком смысле, поскольку обеспечивает внутреннюю гармонию и равновесие. Применительно к организации жизни детей, ритмичность деятельности и мероприятий позволяет им глубоко погрузиться в процесс, постепенно отработать навыки, более легко и качественно усвоить необходимые знания, делает его эмоционально устойчивым, помогает избежать быстрого наступления утомляемости, поэтому включение ритмичного элемента в педагогический процесс, и в частности в обучение, можно считать эффективным средством профилактики умственных перегрузок, нервного истощения и внутреннего напряжения дошкольников.

img_1070
Бесспорно, что всем нам взрослым, кто непосредственно взаимодействует с детьми, необходимо помнить: ребенок, пусть даже самый маленький, — это вполне полноправная личность, имеющая свои потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения, как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.