image_pdfimage_print

Татьяна Вячеславовна Васильева,

воспитатель гр. «Звездочка» 

Творчество — самый забавный труд и самая трудная забава.

Бауржан Тойшибеков

Почему все дети любят лепить и зачем современному ребёнку лепка?

Казалось бы, в век высоких технологий такое занятие как лепка должно отойти в прошлое. Сейчас имеется огромное количество развивающих игрушек, познавательных мультфильмов, масса наборов для творчества. Что может дать ребенку какой-то кусок пластилина? Ведь ребенок лишь некоторое время будет лепить, а затем сломает свою поделку, кроме прочего — это дополнительная грязь, испачканные вещи и мебель.

Но давайте посмотрим на лепку более широко.

Во-первых, лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.

Во-вторых, лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создает, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

В-третьих, стоит также отметить, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  • при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В-четвертых, хочется отметить психотерапевтические свойства лепки. Пластилин, глина, специальное тесто, любой пластичный материал в наибольшей степени подходят для работы с агрессией, различными фобиями, помогают снять напряжение и негативные эмоции. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого может слепить свой страх, а потом запросто уничтожить его. Разминая пластилин, вложить в него всю агрессию, весь негатив, а потом трансформировать кусок в нечто прекрасное.

Но самое важное и ценное, что дает лепка наряду с другими видами изобразительного искусства – это развитие ребёнка в эстетической направленности. Малыш учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Лепите как можно больше наши дорогие дети и взрослые, и, возможно, весь мир вокруг вас измениться и будет походить на сказку, когда-то придуманную вами!