image_pdfimage_print

Нина Яковлевна Милюшкина,

воспитатель гр. «Колосок»

Год от года родители и педагоги все чаще жалуются на то, что дети поздно начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Дети тянутся к общению, охотно идут на него. В этот период родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка.
Не секрет, что беседы с детьми, чтение сказок, прогулки теперь заменяют телевизор и компьютер. Экран становится для ребенка главным «воспитателем». Это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает с вопросами, не безобразничает, вроде бы занят, узнает что-то новое. Но это совсем не безобидное занятие может иметь последствия как для физического здоровья (нарушение зрения, испорченную осанку, дефицит движения и др.), так и для психического, и прежде всего отставание в речевом развитии. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без средств информатизации, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Только в живом, непосредственном общении формируется грамотная, эмоционально окрашенная, богатая и разнообразная речь.
Нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для речевого развития, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.
Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому необходимо как можно чаще посещать с ним концерты, выставки, заниматься спортом.

r
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми — говорить правильно, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит речевое развитие. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей.
Необходимо помнить, что подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении. Сила влияния семьи связана с авторитетом родителей, постоянством и длительностью воздействий, разнообразием условий и ситуаций.
Уважаемые родители, помните, что именно на вас лежит ответственность за речевое развитие своего ребенка!