image_pdfimage_print

Яна Евгеньевна Гордеева,

учитель-логопед

Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей среды. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых. С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов. Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной.
Методы развития связной речи. Выделяют основные методы развития связной речи: разговор или беседа. В беседе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «Зачем?». Развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь событии, пересказ ребенком услышанного текста, сравнительное описание предметов, картин. В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Можно предложить ребенку примерный план ответа. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Пересказывая знакомые сказки с несложным сюжетом, вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили-были дед и…» — «Баба» — «Была у них…» — «Курочка Ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку он ему спел?..»
Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины. Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.