image_pdfimage_print

Елена Владимировна Нагибина,

воспитатель гр. «Почемучки»

Какие разные дети! И болтливые, и капризные, и смешные, и плаксивые…
И как часто мы задаем вопрос «Почему он не слушается, не собирает игрушки?», «Ну почему у меня ни такой ребенок?». А какой? Воспитанием ребенка занимаемся мы, взрослые. Давайте у себя и спросим, что мы закладываем в ребенка, чтобы он Вас элементарно слушался, слышал Ваше обращение, просьбу.
Ребенок должен знать, что слова не пустышки. Если Вы обращаетесь к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок обязательно отреагирует.
Задайте себе вопрос «Всегда ли я свои требования говорю убедительно?», «Воспринимает он обращение, слышит ли Вас? Ваши обращения должны быть спокойными, четкими, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ведь все дело в налаживании отношений с ребенком, тогда у вас появится Ваш родительский авторитет.
В практике есть простой метод «Семь шагов». Идея метода – постепенный переход от простого к более сложному.
Шаг 1: Пристройка.
Если ребенок Вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляйте его активность в нужную Вам сторону.
Не можете справиться – возглавьте! Не можете (пока) управлять поведением ребенка — пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.
Шаг 2: Приходить, когда зовут.
Приучайте ребенка выполнять Ваши просьбы, подкрепляя это радостью или похвалой. Поощряйте его, это важно для него. Если ребенок не торопится подходить, а через некоторое время приходит и требует к себе внимания – не торопитесь выполнить его просьбу!
Шаг 3: Учимся договариваться.
Не пожалейте время, попробуйте с ребенком договориться и объясните ему, что хорошо и что плохо. Важно помнить одно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые. Позиция у всех одна: «Договорились – значит нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности, значит, на него нельзя положиться, довериться.
Шаг 4: Нет капризам.
Часто можно наблюдать, как дети борются с Вашей волей через капризы и истерики. Попробуйте на это не реагировать. Продолжайте делать свои дела, общайтесь с ближними. Ребенок обязательно обратит на ваше безразличие.
Шаг 5: Требования.
Ваш ребёнок уже не капризничает и не устраивает истерик! Он сделает то, о чем его попросили! Но он еще не привык к тому, что Вы можете от него что-то всерьез требовать. А ведь просьба и требования, совершенно разные понятия. Просьбы — мягкие, а требования — жесткие и обязательные? Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому от Вас зависит, как аккуратно подойдете к обращению с требованием.
Шаг 6: Обязанности.
Обязанности — это система постоянных требований к ребенку. Ребенок должен привыкнуть к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и его участие в семейных делах наравне с вами так необходимы. Предложите ребенку выбрать самостоятельно себе обязанности, с чем он может справиться или выполнить. Предложите свою помощь, если он окажется в затруднительной ситуации. Вместе с членами семьи оцените его исполнительность. При удобном случае поделитесь со знакомыми в присутствии ребенка о его достижениях, пусть даже маленьком успехе.
Шаг 7: Самостоятельность.
Самостоятельность ребенка в том, что Вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без помощи и подсказок. Не надейтесь на то, что все будет складываться сразу, вначале он будет нуждаться в Ваших подсказках, помощи и поддержке, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него будет развиваться самостоятельность.
Давайте вместе гордиться успехами детей, пусть даже на первый взгляд не большими. Но это, его УСПЕХИ!