image_pdfimage_print

Любовь Герасимовна Затопляева,
воспитатель гр. «Брусничка»

Мы взрослые прекрасно знаем, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начинайте с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

Родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. конечно, основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуком.

«ЗАГАДКИ»

Для этой игры потребуется: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую их них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

«ЧЕГО СТАЛО МАЛО?»

Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь- корова –ворона – жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону – птица, потом корову – домашнее животное две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«ВЕСЕЛЫЕ РИФМОВКИ»

Игра учит ребенка рифмовать слова, т.е. подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как можно больше слов с нужным звуком.

Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно расскажет их всем.

На картинке у Кирилла

Три зубастых крокодила

или

Очень грустная горилла

или

Кенгуру заговорила

или

Черепаха суп варила…

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ним стихотворные варианты нелепиц.

На бахче растут медузы.

В море плавают арбузы.

Расцвели на клумбе козы,

На лугу пасутся розы.

«РАССКАЖИ И ПОКАЖИ»

Предложите ребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.

Мухомор на тонкой ножке

Встаньте на одну ногу. Руки на поясе.

Вырос на лесной дорожке,

Поднимите руки вверх и в стороны.

Ждет прихода грибников.

Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачивая слева направо.

Кто сорвать его готов?

Жест вопроса и удивления.

Знают грибники прекрасно:

Ритмично погрозите пальцем.

Мухоморы есть опасно!

Погладьте живот. Вытяните руки вперед ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то.

Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру.

Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребенка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удается качественно сочетать правильное произношение с нужным движением, значит, он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука.

Забавные стихи с движениями – это и речевая зарядка, и просто забавная игра.

В литературе можно найти много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть игра принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

И еще один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи – «Лучше НЕДО, чем ПЕРЕ!» — золотое правило игры.