image_pdfimage_print

Нина Яковлевна Милюшкина,

воспитатель гр. «Колосок»


21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: телевизоры, компьютеры, телефоны, разнообразные игрушки. Но все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. От того, насколько четко и правильно говорит ребенок, умеет ли выразить свои мысли, зависит успешность его в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
Известно, что становление речи завершается примерно к 5 – 6 годам. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс. Когда же речь устоялась (зачастую вместе с дефектами), родители бьют тревогу.
Что же влияет на развитие речи детей? Прежде всего, формирование речи ребенка происходит в непосредственном общении с взрослыми. Как показал опыт работы, родительская занятость приводит к дефициту общения с детьми. Тем не менее, развивать речь нужно постоянно.
Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите ребенку заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей. Обратите внимание на цвет листьев осенью, на то, как воробушки купаются в луже весной и т. д.
Больше разговаривайте со своим ребёнком, обсуждайте прочитанные книги, беседуйте с ним, учите стихи. Не забывайте, что дети усваивают речь по подражанию, и образцом для них служит ваша речь, поэтому важно не подражать «детской» речи, а говорить чётко, выразительно, эмоционально.
Я предлагаю вам очень простые игры на развитие и активизацию речи вашего ребёнка.
Игры на кухне.
«Спрятанные слова»
Какие слова можно найти в борще, винегрете, салате, кухонном шкафу, плите и т.д.
«Угощаю»
Вспомните вкусные слова и угостите друг друга. Таким образом, можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
Из яблок – яблочный, из груш – грушевый, из слив – сливовый и т.д.
«Из чего сок?»
Апельсиновый сок из апельсинов, яблочный из яблок, сливовый из слив, томатный из помидоров и т.д.

Игры по дороге из детского сада.
«Слова на определенный звук»
Найдите в окружающей обстановке слова на заданный звук. Например на звук «с» — снег, сосулька, синичка, светофор и др.
«Я заметил».
Проверьте, кто из вас самый внимательный. Назовите предметы, мимо которых проходите, укажите, какие они.
«Волшебные очки».
Представьте, что у вас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится зеленым (синим, красным и т.д.). Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета все стало (красный дом, красный автобус, красный тополь, красная дорога и пр.).
«Доскажи словечко».
Сова летает, а заяц….; ворона каркает, а воробей….;у коровы теленок, а у лошади…. и др.
Дорогие родители, хочу пожелать вам терпения и успехов в воспитании ваших детей!