image_pdfimage_print

Яна Евгеньевна Гордеева,

учитель-логопед

Впервые в жизни ваш ребенок выразился «внятно», соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет полноправным участником всех разговоров. Как сделать общение с ним не только приятным, но и полезным для его языкового развития?

Совет 1 Для начала попробуйте дополнять и «расширять» высказывания малыша. Например, он обратил ваше внимание на мяч: «Мячик». Скажите ему: «Этот мячик круглый » или «Этот мячик красный», «Мячик покатился» и т.п. в зависимости от ситуации. «Расширяя» высказывания малыша, нужно добавлять не более 1-2 слов, иначе ему будет трудно сконцентрировать внимание.

Совет 2 Ясность и законченность нашей речи придают союзы и предлоги, однако, обычное произношение часто «съедает» эти маленькие слова, и ребенок долго может не слышать их или произносить с ошибками (например, путать «из» и «без»). Постарайтесь в разговоре обратить внимание малыша на эти слова, выделите его голосом, а после сделайте «загадочную» паузу: «Алеша сидит ….. стуле» можно даже объяснить значение некоторых предлогов простыми жестами, например, рукой показать «на стул», «под столом» и т.д.

Совет 3 На первых порах ошибки в речи малыша – явление неизбежное. Однако, исправляя их, старайтесь не переусердствовать в своей борьбе за чистоту языка. Не требуйте от ребенка исправляться немедленно, «здесь и сейчас», довольствуйтесь тем, что малыш услышал, как правильно произносить слово.

Совет 4 Когда ребенок очень взволнован или возбужден, его речь может быть сбивчивой, с паузами и перерывами, которые внешне выглядят, как заикание. Такое «ложное заикание» бывает практически у всех детей младшего возраста, и беспокоиться тут не о чем. Проблемы могут вызвать лишь в том случае, если родители вместе того, чтобы успокоить сына или дочку и снять напряжение, будут бесцеремонно поторапливать. Слушайте терпеливо и заинтересованно, без какого- либо проявления нетерпения и недовольства и тем более без фраз типа: «Ну, говори!», «И что же было дальше?». Чтобы заполнить паузу, делайте замечания и комментарии, относящиеся к делу. Отлично подойдут для этой цели и вопросы. Спрашивайте, например: «Он был большой, да?», «И все побежали?», «И в той машине был человек?».

Совет 5 Знаете ли вы, что переход к речи связан для ребенка с переходом к «взрослой» системе запоминания? Вы поможете малышу быстрее еѐ освоить, если в разговорах с ним будете придерживаться принципа «все по порядку». Вспоминая с ребенком о том, что ему говорилось, что делал, старайтесь выстроить события в их последовательности: что было сначала, что потом, что в конце. Если вы просите малыша что-то сделать, разбейте просьбу на части: «сначала вымой руки, потом сядь за стол и возьми печенье». Не упускайте случая обобщить или классифицировать: «Зайка и мишка – это звери, а ворона и петух — птички».

Совет 6 Что бы развить память ребенка на слова, используйте так называемые «поручения» — А сейчас подойди к бабушке и скажи: «Я хочу молока». Постепенно вы можете превратить их в длинные послания — А сейчас подойди к папе и скажи: «Это полотенце нужно повесить сушиться, потому что оно мокрое». Обычно дети относятся к таким «поручениям» с энтузиазмом и стараются повторить слово в слово.

Совет 7 А вот как можно учить с ребенком новые слова и фразы. Сразу же после того, как вы произнесли что-то незнакомое, задайте малышу простой вопрос, чтобы он мог сразу повторить услышанное. Например, вы хотите, что бы ребенок запомнил оборот «мне кажется». Скажите ему в подходящей ситуации: «Мне кажется, что это яблоко очень кислое. А тебе как кажется?» Делайте так много раз.

Совет 8 Никогда не отвлекайте малыша от его занятий и не заставляйте перейти к чему-то другому, не объяснив сначала хорошенько, что ему сейчас нужно будет сделать. Дети живут настоящим, им трудно вообразить себе даже самое близкое будущее, каким бы интересным оно ни представлялось, и поэтому они всегда нуждаются в словесном описании того, что должно произойти. Например, если ребенок занят игрушками, а вы решили отвести его в ванную, сначала опешите ему подробно, что он будет делать: как он приготовит пижаму и снимет одежду, как возьмет с собой уточку и рыбку, как вы позволите ему отвернуть кран, чтобы набрать в ванну воды и т. п.

Совет 9 Чтобы повысить самооценку малыша и прибавить ему уверенности в себе (качества, немаловажное для языкового развития), обязательно проявляйте интерес к его индивидуальности. Никогда не забывайте отметить его «авторство»: «Вчера ты сказал, что …..», «Алеша сказал, что …», «Это Алеша придумал!» старайтесь больше говорить о чувствах ребенка, его оценках и впечатлениях. Покажите, что вам интересно понять их причины: «Ты потому рассердился, что он взял машину?», «Интересно, почему же тебе не нравятся эти ботинки?» и т.п. Пусть осознание собственного «Я» придет к нему вместе с умением свободно и красиво говорить: и то, и другое поможет ему в жизни.