image_pdfimage_print

Ольга Александровна Шаяхметова,

учитель-логопед

Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш пошел в школу с охотой. Что можно для этого сделать?
Начинать заниматься подготовкой к обучению нужно буквально с ясельного возраста. Но при этом не стоит излишне перегружать малышей. У дошколенка должны оставаться время и силы для игр и общения со сверстниками. Иначе в школу ему точно не захочется.
Многие думают, что художественными впечатлениями «перекормить» невозможно. И ошибаются! Даже «подготовишку» не стоит таскать по музеям и филармониям слишком часто, а уж детей более младшего возраста и подавно. Для ребенка этих лет гораздо важнее другие занятия: прежде всего, направленные на развитие мелкой моторики (собирание конструктора, пазлов, мозаики). Очень полезны занятия рукоделием, лепкой, рисованием.
Многие родители озабочены тем, чтобы научить ребенка до школы читать и писать, полагая, что это самое важное. На самом деле эти умения не являются первостепенными для дошколенка. Развитие речи – вот более важный критерий готовности к школьному обучению. Чтобы развить малышу речь и расширить кругозор, родители должны ему много читать и обсуждать с ним прочитанное, а также использовать любую возможность, чтобы он мог открыть для себя что-то новое во время путешествий, прогулок в лесу, похода в театр, зоопарк, музей. Разучивайте с детьми новые стихи, песни, учите пересказывать сюжеты мультфильмов или события вчерашнего дня. Играйте в игры, которые развивают память и внимание.
К 7 годам ребенок должен знать свой адрес, город, в котором он живет; имена и отчества родителей, кем и где они работают; уметь хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных, ориентироваться во времени и пространстве.
Необязательно тестировать ребенка у психолога, чтобы понять, какие потенциальные проблемы могут возникнуть у него в школе. Для этого достаточно просто понаблюдать, как он ведет себя во время игры. Подойдет любая игра по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых.
Важны следующие моменты:
какую роль берет на себя малыш в игре: активного соучастника или созерцателя;
соблюдает ли он правила или играет по своим правилам;
считается ли с партнерами;
умеет ли управлять своими эмоциями;
требует ли уступки от партнеров;
бросает ли игру при неудаче.
Если ребенок не проявляет волевых качеств, не стремится добиться успеха упорным и самостоятельным трудом, скорее всего, его путь к знаниям не будет усыпан розами. Но не унывайте, просто займитесь устранением педагогических пробелов в воспитании. Еще не поздно!
Залог успеха в любой сфере жизни – это правильная мотивация. Так, если у ребенка есть большое желание получать новые знания, то он справится с любыми трудностями, которые встретятся ему на пути. А если такого желания нет, то и успехов ждать не приходится. Но как понять, хочет ли ребенок учиться или нет? Чтобы прояснить ответ на этот вопрос, не надо спрашивать напрямик. Ведь, скорее всего, он скажет «да», так как понимает, какого именно ответа от него ждут. Лучше спросить, почему именно ему хочется учиться в школе? Если дело окажется в школьной атрибутике (красивый ранец, форма, пенал) или в нежелании отставать от ровесников, но при этом ни одного слова не будет сказано о потребности узнавать что-то новое, стать умнее – то, наверное, такому ребенку рановато приступать к учебе. Лучше годик подождать, а пока позаниматься развитием необходимых для учебы качеств и умений.