image_pdfimage_print

Любовь Герасимовна Затопляева,
воспитатель гр. «Брусничка»

Среда формирует ребенка — известное выражение, не так ли? Да, это так, ребенка формирует среда, то есть все, что окружает его ежечасно. Новые впечатления развивают его самосознание и фантазию. Родительский пример учит его общаться и понимать себя и других в контакте с собой. И еще одна из первостепенных вещей, формирующих ребенка, это родительское отношение к нему. Сначала ребенок смотрится в нас, как в зеркало, а затем — сам, как в зеркало, отражает все, что он успел увидеть за свое длинное и одновременно очень короткое детство. И на так называемое воспитание у нас не так уж много времени.
Похвала очень удобный прием, который может быть использован вами для развития детского самосознания. В отличие от нас, взрослых, ребенок постоянно развивается и делает это не без нашей помощи. Выдавая еще только возможное и желаемое в поведении ребенка за действительное, вы формируете его таким, каким хотите видеть. Возвращая ребенку положительную обратную связь на все его действия, вы знакомите его с самим собой, причем с самой лучшей стороны. А ведь именно у людей, которые себе искренне симпатичны, всегда получается задуманное. Это и есть секрет любого успеха.
Корректировать поведение чада при помощи похвалы легко и просто: достаточно обозначить вслух те достижения, которые вы хотели бы закрепить в ребенке. Говорите о желаемом, как о состоявшемся, и оно вскоре состоится. Игнорируя при этом незначительные неточности и огрехи детского поведения, вы лишаете их возможности развития. Многие вредные детские привычки отмирают просто потому, что о них никто пару недель не упоминал. Что бы вы ни говорили, необходимо подчеркивать то, что вы верите, в возможности ребенка и желаете ему удачи. Детские оплошности встречайте весело, как нелепую случайность, а удачи четко обозначайте, давая всякий раз понять ребенку, что они закономерны: ведь у такого умного и способного ребенка, как ваш, и не могло получиться иначе.
Хвалите часто, но не старайтесь делать это точно и вовремя, то есть тогда, когда для этого есть достойный повод и когда вы знаете, что ваши слова «лягут в нужное место». Искренне отмечайте все его успехи, ни в коем случае не скупитесь на ласковые слова, даже если вам кажется, что «сегодня это уже было». Хвалите, если есть за что: тогда чадо будет и дальше стараться.
Отдельно отмечайте своим вниманием моменты, когда ребенку требуется ваша поддержка. В такой ситуации похвала может быть использована вами как утешение и педагогический прием одновременно.

ghgh