image_pdfimage_print

Светлана Николаевна Колмакова,

воспитатель гр. «Ромашка»

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Побуждая детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учим их описывать сюжетные события, называть действующие лица (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие. Взаимоотношения детей в игре, строятся через диалог и игровое действие.
Традиционные сюжеты
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Вводя в игру новые роли, помогаем расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

IMG_20171005_100610
Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

IMG_20171005_100856
Предварительная работа должна быть целенаправленной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка. И даже не большие экскурсии по детскому саду, помогут заложить в ребёнка необходимые навыки игры. Дети наяву познакомятся с профессиями людей, которые работают в детском саду, с их инструментами, спец. одеждой, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Всё это ребята будут использовать в сюжетно-ролевых играх.

IMG_20171005_100253

Можно воспользоваться книгой «Какие бывают профессии». Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
Тематические беседы, дидактические игры призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Вовлекая ребят в диалог и наводящими вопросами, вызываем их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»

IMG_20170922_172936
Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.
Используя эти приёмы, ребёнок научится играть и игра для него будет всегда радостным событием.