image_pdfimage_print

Ольга Александровна Шаяхметова,

учитель-логопед

Чистоговорки для малышей — это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется один слог, а вторая часть представляет собой два-четыре слова, рифмующиеся с первой частью. Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до автоматизма навык его произношения. Любую чистоговорку можно усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром темпе. Логопедические чистоговорки и скороговорки используются для того, чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи ребенка. При этом чистоговорки проще, чем скороговорки, так как закрепляют произношение одного звука (в скороговорках может быть несколько) и не требуют быстрого произношения.

Например, нас интересует автоматизация «л» в чистоговорках:

подбираем чистоговорку с нужным звуком: «Ла-ла-ла – кукла весело жила».

Произносим фразу с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Поговариваем чистоговорку в быстром и медленном темпе.

Берем другую чистоговорку на этот звук и просим ребенка самостоятельно закончить фразу нужным слогом: «Ла-ла-ла – мы собрались у сто…(ла)».

Просим ребенка произнести фразы так, как бы это сделали медведь, лиса, комар и т.д. Для этого можно использовать игрушки или маски животных. Если ребенок сам затрудняется придумать, как говорят животные, показываем ему пример.

htmlimage
С чистоговорками в дорогу

Если проявить фантазию и придумывать чистоговорки самостоятельно, то поездка в транспорте станет гораздо интереснее. Представляете:

Фор-фор-фор – это светофор.

За-за-за – жмем на тормоза.

Вет-вет –вет – ждем зеленый свет.

Рит-рит-рит – он уже горит.

И так всю дорогу. А сколько чистоговорок можно придумать в поезде, особенно, если ехать несколько дней! И если вашего малыша увлечет это занятие, то тогда и по целым дням можно их выдумывать и повторять. А неплохо и записать историю своей поездки в чистоговорках на видео, диктофон или в тетрадь.

Чистоговорки для малышей могут развивать не только правильное произношение. С их помощью вы можете развивать фонематический слух, учиться отличать слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные), изменять слова по падежам.

Игра «Найди нужное слово»

Взрослый говорит часть чистоговорки: «Са-са — лиса». Потом произносит слова: «Рыжая, бежит, стоит, спит, хитрая». И просит ребенка подобрать слова-признаки, которые подойдут к слову лиса и в которых есть звук «Р». Ребенок вместе со взрослым или самостоятельно произносит чистоговорки: «Са-са-са – рыжая лиса. Са-са-са – хитрая лиса».

Второе задание подобрать слова-действия со звуком «с» и произнести чистоговорку полностью.

Подобные игры можно проводить, используя любые слоги: ва-ва – сова, на-на – стена, ра-ра-дыра и т.д.

Игра «Меняем слово»

Эта игра поможет научиться изменять слова по падежам. Мама (или папа) говорит последний слог и задает вопрос, а ребенок произносит чистоговорку.

Мама. Ва-ва-ва – кто?

Ребенок: Ва-ва-ва – мудрая сова.

М: Вы-вы-вы – нет кого?

Р: Вы-вы-вы – мудрой совы.

М: Ве-ве-ве – кому?

Р: Ве-ве-ве – мудрой сове.

М: Ву-ву-ву – вижу кого?

Р: Ву-ву-ву – мудрую сову.

М: Вой-вой-вой – кем?

Р: Вой-вой-вой – мудрой совой.

М: Ве-ве-ве – о ком?

Р: Ве-ве-ве – о мудрой сове.

Логопедические чистоговорки и скороговорки — это не просто инструмент для развития речи, это еще и возможность поиграть, а значит, сблизиться со своим ребенком. Поэтому приступайте к работе с ними, настраивая себя на веселое общение, а результаты обязательно появятся, ведь залог успеха – повторение без принуждения, а этого можно добиться только в игре и при доброжелательной обстановке.