image_pdfimage_print

Ольга Анатольевна Борисова,

воспитатель гр. «Колокольчик»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос успешным, смог добиться большего, нежели он сам. И не все задумываются о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво.

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Поэтому совместная работа дошкольной организации и семьи в вопросах развития речи является на сегодняшний день актуальной.

Хочется надеяться, что предлагаемые ниже рекомендации помогут пополнить вашу педагогическую копилку.

Ученые пришли к выводу, что чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается речь. Предложите ребенку:

- превратиться в «золушку» и разобрать рис и гречку;

-стать «строителем»- построить из цветных палочек по образцу архитектурное сооружение.

Маленькие дети очень любят игры с водой. Это увлечение замечательно соединяется со специальными пальчиковыми упражнениями. В миску наливаем немного воды комфортной температуры, на дно выкладываем пуговицы, камушки, ракушки разных форм, размеров и цветов. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну. Здесь нет предела фантазии….

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность. Это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, а также использование нетрадиционных способов рисования: пальчиками, ладошками.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки). Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Сначала сами ознакомьтесь с игрой, а потом объясните ее правила. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ним.

В словесную игру можно поиграть в любую свободную минутку. Обратите внимание ребенка на то, что в вашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Предлагаете ему: « Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Значит он какой? (деревянный).

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения словаря дошкольника эпитетами, пословицами, например: «Много снега — много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Летний день год кормит». Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)

В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Попросите ребенка помочь вам. Протирая посуду, спросите, как называется каждый предмет, и уточните — «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо — борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе — котлеты с гарниром, а это салатница — ее используют для салатов». Попросите подать посуду и назвать то, что он подает.

Если ребенок выполняет поручения без желания, используйте пословицы: «Поспешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь».
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Умеет ли он описать предмет?

Предложите ему отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Предлагаете ребенку представить, что летите на самолете, едете на поезде: описываете воображаемые города, леса, горы, а затем отгадываете место «путешествия».

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В разговоре с ребенком выясните, что его интересует, узнайте про его друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике. Ребенок должен чувствовать, что вам интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, анализировать, рассуждать.

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки сначала рассмотрите иллюстрации. При просмотре спрашивайте ребенка о том, что он видит.

И в заключении еще немного секретов красивой речи:

  • Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  • Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.
  • Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  • Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.