image_pdfimage_print

Марина Михайловна Аушева,

воспитатель гр. «Ромашка»

Как вспомогательное средство в работе по развитию речи мы используем игры с песком. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, и имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, речи, влияет на становление всех сторон личности

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и взрослый легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке. Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Примерные игры с ребёнком:

«Помоги Незнайке» — формировать умение детей рассказывать о животном, описывать его внешний вид; способствовать развитию связной речи.

«Один – много» — упражнять образовывать множественное число имен существительных. Взрослый прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.