image_pdfimage_print

Ольга Александровна Шаяхметова,

учитель-логопед

Причиной неправильного звукопроизношения у дошкольников может быть недостаточное развитие фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между: [Й] – [ЛЬ], [С] – [Ш], [З] – [Ж], [С] – [Ц], [Р] – [Л]….
Подбирайте соответствующие картинки, игрушки или предметы и просите малыша показать:
• Милу и мыло.
• Мишку и миску.
• Кашку и каску.
• Лак и рак.
• Лук и люк.
Развивайте слуховое внимание, прислушивайтесь к звукам окружающего мира: лаю собаки, шуму листьев, ветра, дождя, часов, вою сирены машины и т.д. Хорошо иметь разные музыкальные инструменты: бубен, гармошку и т.д., слушать, как они звучат, угадывать с закрытыми глазами, какой инструмент играл. Можно поиграть в игры: «О чём говорит комната?» (т.е. какие звуки слышно в комнате), «О чём говорит улица?»
Для улучшения подвижности речевых органов делайте артикуляционную гимнастику и пойте гласные звуки: А-А-А — укачиваем куклу, О-О-О — у Оли болят зубы, У-У-У — летит самолет, И-И-И — кричит лошадка.
Щелкайте кончиком языка, как лошадка цокает копытами, ездите на машине ПРРУ — дуйте на губы, чтоб вибрировали. Говорите в присутствии ребенка за разных зверюшек, птиц: дятел стучит — ДДД… Комар звенит — ЗЗЗ… Жук жужжит — ЖЖЖ… Вода свистит — ССС… Собака рычит – РРР… Гусь шипит – ШШШ…
Желаю успехов!