image_pdfimage_print

Зульфия Вильевна Карамова,

инструктор по физической культуре

Физическое воспитание выступает наиболее существенным условием гармоничного развития ребенка. Приобщение к спорту и физической культуре дает человеку с раннего детства физическое здоровье и закалку, воспитывает быстроту реакций и ловкость, развивает чувство дружбы и повышает активность в целом.
Обычно мяч выступает в качестве развития достаточно важных физических качеств ребенка, таких как ловкость, сила, меткость и другое. Тем не менее, возможности рассматриваемой нами игрушки нельзя исчерпать лишь этим. Мяч способен помочь развитию многих психологических способностей.
Например, способность общения и взаимодействия с другими, принимать и отдавать мяч, удерживать его.
Основная цель использования мяча – это обучить малыша обхвату и удержанию круглых предметов самого разного качества и объема. Изначально маленьким дошколятам лучше покупать совсем маленькие мячики, так как ребенок может удержать их одной рукой. С возрастом ребенку можно покупать мячи разного объема, они могут расти вместе с ребенком.
При этом ребенок должен стараться осуществлять броски разной дальности, а также точности. Для детей от года до двух интерес представляет не бросание мяча, а скатывание его с пологой поверхности. Чем старше становится ребенок, тем задания могут быть сложнее. Например, совместно с папой и мамой можно научиться закатывать мяч в определенной ширины ворота или ямку.
В обычных магазинах можно купить мячи разного размера, формы и качества. К примеру, это могут быть:
— воздушные шары;
— большие надувные мячи;
— теннисные мячики;
— мячи от пинпонга;
— спортивные резиновые мячи разного объема, все зависит от возраста ребенка;
— тряпичные мячи;
— мячики, изготовленные из ваты;
— клубки ниток;
Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.
Мяч, выступая основным для бросания и метания предметом, должен всегда быть в распоряжении ребенка.
Действия с мячом должны быть включены не только в развивающие программы дошкольных учреждений, но и в совместные игры родителя и ребенка. Они становятся и активными инструментами самостоятельной игры дошкольников.
Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений.
Игры с мячом развивают ритмичность и точность в движениях, формируют ловкость.
Родители могут выполнять такие действия в процессе взаимодействия с ребенком:
1. Показывать ребенку, какие именно действия он может выполнять с мячиком. Это помогает ребенку получать собственный двигательный опыт;
2. Можно научить ребенка держать его сначала в двух, а потом в одной руке;
3. Отталкивать от себя, обхватывать пальцами и т. п.
В дошкольном учреждении задача инструктора и воспитателя постараться сформировать в детях командный дух. Для этого детей третьего года жизни начинают объединять в команды и играть вместе с ними. В каждой возрастной группе мячи должны быть маленькими или большими, выполненными из разного материала. Это определяется физическим здоровьем детей, а также их возрастом.
Для того чтобы все дети правильно выполнили упражнение, им должен владеть сам воспитатель или в группе должен быть ребенок, который уже умеет его выполнять.
В момент выполнения упражнений педагог обязательно должен комментировать действия детей, важна и их коррекция со стороны воспитателя, особенно если они отличаются однообразностью.
При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.
Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.
Очень важно в момент игры с мячом переключать внимание ребенка на другие действия. Для этого можно придумать упражнения по типу мячик отдыхает.
Для того, чтобы игры с мячом и в родительской семье и в группе дошкольников были наиболее удачными и приносили положительный результат, необходимо помнить:
1. Дети любят играть с мячом, по этой простой причине они должны ощущать его природу. Они должны иметь как можно больше самостоятельности при выполнении упражнений с мячом;
2. Выполняя упражнение с мячом важно уделять внимание каждому ребенку, если дети находятся в группе и учитывать сущность всех движений, если ребенок один;
3. Очень важно уметь вовремя находить слова одобрения, особенно если ребенок затрудняется в выполнении упражнений;
4. Выполнение упражнений должно чередоваться с активным отдыхом, когда дети могут просто поиграть с мячом. Это будет выступать как бы подготовительным этапом к будущим упражнениям;
4. В младших группах действия с мячом постоянно обыгрываются;
5. Для маленьких детей обязательно выполнение упражнений по бросанию мяча в цель.
Таким образом, мяч выступает универсальным инструментом развития дошкольника. Он формирует не только четкость действий и выносливость, но и спокойствие, а также достижение поставленной цели.