image_pdfimage_print

Елена Владимировна Нагибина,

воспитатель гр. «Почемучки»

Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг вы, родители, порой сбиваетесь с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к поступлению в школу. Но, при этом забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. Именно в ваших силах создать в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Ваши дети придут в школу после детского сада и уже знают, как вести себя в коллективе, у них есть представление о занятиях. Но всё же готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах и образовательных центрах.
Что, собственно, означает «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
Готовность — это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности — готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в далее. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам, не сможет успешно учиться. И наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. Во-первых, ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Не менее важно воспитать в будущем школьнике волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе.
Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности.