image_pdfimage_print

Шаяхметова Ольга Александровна,
учитель-логопед

26 декабря для родителей детей старшего дошкольного возраста, в нашем детском саду прошел родительский час «Чтение без мучения». Учителя-логопеды высшей квалификационной категории Ольга Александровна Шаяхметова и Яна Евгеньевна Гордеева, поделились секретами успешного чтения дошкольников.

IMG_0657 IMG_0666

Приемы по обучению дошкольников чтению

Современная жизнь такова, что родители хотят научить ребенка читать еще до школы. В каком возрасте и по какой методике обучать ребенка чтению? «Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.

Вот основные признаки, по которым можно понять, что пришла пора учиться читать:

  • Ребенок правильно произносит все звуки родного язык.
  • Говорит целыми предложениями, может составить связный рассказ о каком-либо событии или пересказать содержание фильма (книги).
  • Имеет развитый фонематический слух (распознает и выделяет звуки речи).
  • Ориентируется в пространстве, не путает понятия: «лево», «право», «низ», «верх».
  • Хорошо владеет рукой, умеет правильно держать карандаш.

Если ребенок справляется со всеми заданиями, его уровень развития соответствует перечисленным критериям, можно смело начинать занятия.

Основные современные методики обучения чтению:
  • чтение целыми словами — методика Глена Домана, основанная на зрительной памяти;
  • чтение слогами — методика Н. Зайцева: ребенок заучивает и читает слоги;
  • звуко-буквенный метод: ребенка учат слышать звуки в слове, а потом соотносить их с буквами;
Правила, обязательные для успешного обучения чтению:

Знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте ее так, как произносится ЗВУК: [Б] — Б, а не [Бэ], [Ш] – Ш, а не Ша и т.д.
Чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, а не побуквенно.
Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У], а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом, слог не обрывается, а читается слитно [ААУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М — [АМ], [МА].

Учим писать печатные буквы одновременно с обучением чтению.
Важно уделить достаточно времени изучению оптического образа каждой буквы, чтобы ребенок четко помнил и понимал, как выглядит буква, из каких элементов состоит. Рассматривайте букву, просите обвести ее пальчиком, предлагайте сконструировать букву из палочек, дописать недостающие элементы. Не секрет, что многие дети путают похожие по написанию буквы, переворачивают буквы при написании, пишут их как бы «зеркально». При начальном знакомстве с буквами это допускается, но затем такие ошибки должны исчезнуть.

Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяйте пройденный материал. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть это будет очень медленно и сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

Важна не длительность занятий, а их частота.
Будьте последовательными в обучении чтению. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (пальчиковая гимнастика, подвижная игра). Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так? Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Он имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

Успехов всем маленьким ученикам и их родителям!