image_pdfimage_print

Людмила Васильевна Арбузова,

воспитатель гр. Брусничка

“Самостояние человека – залог величия его, сам стоЮ, но есть и другая грань самостоятельности: сам стОю». А.С.Пушкин.
Приоритетным направлением ФГОС ДО является развитие потенциала личности. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, поэтому его необходимо формировать с детства. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего, на те области знаний и умений, которые ребенку необходимы и интересны. Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром. Самостоятельность – свобода ребенка в поступках и ответственность за них. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности в первую очередь умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
В формировании этих свойств личности важных и для обучения и для последующей жизни, особая роль принадлежит вам, родители, наших воспитанников.
Первые пробы терпения и усидчивости ребенок проявляет, когда впервые пытается что-то делать самостоятельно. Малыш, уклоняясь от помощи, заявляет: «Я сам!» От того, как вы воспримете это заявление, будет во многом зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств. Это драгоценное «я сам» связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение.
Присмотритесь к малышу. Делая что-то сам, он непременно встречается с трудностями. Самостоятельно одеваться, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинок, умываться — всё это не просто для него: но еще не имеет необходимой сноровки. Но он сосредоточен, проявляет терпение, упорство. Когда родители стараются оказать ему «скорую помощь» в его неудачных начинаниях, то совершают первую ошибку на пути к приобретению им усидчивости. С заявлением малыша «я сам» начинается складываться привычка, которая лежит в основе формирования трудолюбия, с нее начинается и стремление к знаниям («Трудно, но сам добьюсь результата!»)
Опыт самостоятельных действий, пусть даже неудачных и ошибочных, не только развивает инициативу и ответственность, но и лежит в основе формирования способности ставить сознательные цели, предвидеть возможные последствия и стремиться к выполнению то¬го, что намечено. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять. Иными словами, призыв старшего «Давай вместе!» должен касаться исключительно тех дел, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, исключать вмешательство в те ситуации, где малыш испытывает радость от своей самостоятельности. Поэтому, мне хочется дать вам несколько советов.
Давайте ребенку больше самостоятельности. Своей гиперопекой вы лишаете ребенка возможности самому познавать и исследовать этот мир. Как он сможет научиться чему-либо, если вы сами не даете ему возможности проявить инициативу? Будьте мудрыми, любящими родителями, но помните, вы не можете прожить за своего ребенка жизнь. Свою жизнь он должен прожить сам. Вы можете помогать ему морально и материально, вы можете сопровождать его по жизни. Но принимать решения в этой жизни он должен научиться сам.
Посмотрите другими глазами на своего ребенка, чуть-чуть со стороны. Вы хотите им гордиться, радоваться. Дайте вашему ребенку возможность развиваться. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать этот мир
Сотрудничайте с ребенком, не отказывайтесь от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Будьте готовы и сами помочь, если понадобится. Играйте в игры, где есть четкие правила. Особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Помните, что конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.