image_pdfimage_print

Татьяна Юрьевна Сартакова,

воспитатель гр. «Почемучки»

   Наверное, многим из вас, уважаемые родители,  приходится слышать  «100 тысяч почему»: почему  молоко белое, а трава зелёная, почему солнце светит, почему дует ветер???

    Это всего лишь проявление детского ума,  пытливости  и любознательности.

   И порой, мы взрослые, теряемся перед таким количеством «почему?» Да и как объяснить ребенку очевидные, на наш взгляд вещи? Как обуздать энергию и неуемную любознательность малыша, но не навредить, не оттолкнуть, а, наоборот, подтолкнуть ребенка к познанию мира?

    А давайте поделимся опытом  и попробуем  собрать «копилочку» идей,  разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми зимой дома и на улице  для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития.

 «Греет ли шуба?»

Этот опыт должен очень понравиться детям. Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваш ребёнок?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?»

Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

 «Почему снег греет?»

   Предложите ребёнку вспомнить, как можно зимой  защитить  растения от морозов (укрыть их снегом). Спросите, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

   Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их.  Дайте ребёнку потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на улице одну из бутылок поставьте  на открытое место, другую закапайте  в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки поставьте  рядом и сравните, в какой вода остыла больше, выясните , в какой бутылке на поверхности появился ледок.

   Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания.

 «Снежинки из соли»

— снежинка из синельной проволоки

— 200 мл горячей воды,70 гр. соли (приготовить раствор, остудить)

— время ожидания: 2-3 суток.

из соли

 «Снежные цветы»

В  сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах (когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки). Благодаря такому незамысловатому опыту у вашего ребёнка  будет возможность увидеть своими глазами, не отрываясь от земли, каким образом высоко в облаках образуются снежинки.

Экспериментируйте, радуйтесь   вместе с ребёнком и рассказывайте ему о  явлениях природы с помощью простых и таких занимательных опытов!!!