image_pdfimage_print

Нина Яковлевна Милюшкина,

воспитатель гр. «Земляничка»

Можно ли похвалой принести вред своему ребёнку? Много говорено про то, что нельзя без меры ругать, насмехаться, воздействовать физически. Риск «перехвалить» ничуть не меньше. Что происходит с перехваленным ребёнком? Он становится зависимым от наших слов, оценок, одобрения. Это может стать его единственной мотивацией в жизни – сделать хорошо, чтобы похвалили. Похвалили – отлично, живём дальше. Не похвалили – катастрофа, страх и отчаяние, вплоть до нежелания жить. «Меня перестали хвалить, я стал плохим, меня больше не любят» — примерно так развивается подсознательная мысль в детской психике. Впрочем, зависимость от внешней похвалы очень коварна и актуальна не только для детей. Взрослые, выросшие с такими установками, часто меняют место работы, чувствуют себя неуютно в коллективе. Психологи советуют очень осторожно обращаться со словами «Молодец!», «Здорово!», «Умница!», а тем более «хороший мальчик» или «хорошая девочка». Это слова-ярлыки, которыми мы чаще всего пытаемся подменить родительскую любовь, те пряники, которыми «перекармливаем» своих детей. Так часто хочется отмахнуться «да, красиво нарисовал», когда ребёнок настойчиво суёт в глаза свои очередные «шедевры»… Ребёнок, может, поначалу и чувствует, что чего-то не хватает в этих словах, но он начинает радоваться и им, ярлыкам-оценкам, которые мы, не глядя, развешиваем на каждом шагу. В итоге развивая оценочно-зависимую личность.
Хотим ли мы такого будущего своим детям? Вряд ли. А ведь существуют нехитрые правила разумного одобрения. Похвала – очень мощное оружие. При благоразумном подходе она даёт удивительные результаты.

Главное правило: хвалить нужно таким образом, чтобы ребёнок не ждал «пряников-молодцов» извне, а мог вручить их себе сам.

Сделать это можно одним простым способом: хвалить описанием: не «молодец», а «ты сам завязал шнурки, не получалось, но справился!»; не «спасибо за открытку, ты умница», а « мне особенно нравится вот этот желтый цветок посередине. Из чего ты его сделал?» Чувствуете разницу? В первом случае – просто ставим клише, не удосуживаясь объяснить, отчего, собственно, «молодец» или» умница». Во втором – проявляем искреннее внимание, уделяем время, вникаем в жизнь ребёнка и его дела, можем выделить его реальные успехи. Впрочем, это не значит, что слова-одобрения нужно совершенно вычеркнуть из своего лексикона. Они тоже уместны в разумных количествах и соответствующей интонации. Успехов Вам в воспитании детей!