image_pdfimage_print

Ольга Александровна Шаяхметова,
учитель-логопед.

Информационное сообщение для родителей

В нашем дошкольном учреждении функционируют логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Что это за речевое нарушение? Каков механизм его возникновения и особенности проявления у детей? Направления коррекционной работы в устранении речевых нарушений.

Определение ОНР.

Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. ОНР может наблюдаться при дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
Анализ литературных источников позволил выде¬лить два основных подхода к классификации общего недоразвития речи: психолого-педагогический (предложен Р.Е. Левиной) и клинический (представлен в работах Е.М. Мастюковой). Два подхода рассматривают ОНР в различных аспектах, взаимно дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

Понятие об уровнях речевого развития при ОНР.

Выделяют 4 уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
I уровень речевого развития — «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
П уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса и явлениями аграмматизма.
Ш уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
IV уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы (Е.М. Мастюкова):
• неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
• осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
• грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
• позднее начало речи, замедленный и своеобразный ход ее развития (первые слова появляются к 3-4-м, а иногда и к 5 годам);
• речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена и малопонятна;
• низкая речевая активность и недостаточная кри¬тичность к своему дефекту.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.
Так, основными направлениями при ОНР-I уровня является совершенствование понимания обращенной речи, развитие речевой инициативы детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР-I уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.
При ОНР-П уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.
На логопедических занятиях по коррекции ОНР-Ш уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Целью логопедической коррекции при ОНР-IV уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации создана система логопедических детских садов. Основ¬ным специалистом логопедического сада является ло¬гопед, который осуществляет коррекцию речевых нару-шений у ребенка и совместно с воспитателями ведет под¬готовку к школе.
Успех логопедической работы зависит от комплексного подхода, который включает:
Поддержка родителей — именно родителям следует уделять внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать его речевую активность, развивать психические процессы.
Психологическая помощь заключается в изучение психологом особенностей психического состояния ребенка и выбор оптимальных приемов работы с ним.
Занятия с логопедом (групповые и индивидуальные), которые предусматривают развитие правильных речевых навыков, совершенствование психических процессов, формирование гармонично-развитой, полноценной личности.
Медикаментозное лечение проводится дифференцированно, включает в себя общеукрепляющую (назначают практически всем детям: поливитамины, препараты кальция, фосфора, глюкоза, гематоген) и специальную, строго индивидуальную терапию (например, назначение препаратов ноотропного ряда).
Ноотропы — это вещества, активизирующие энергетический обмен в клетках головного мозга и оказывающие позитивное влияние на его высшие интегративные функции. Они улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность, облегчают процесс обучения.
Энцефабол — препарат, снижающий вязкость крови и улучшающий кровообращение головного мозга, усиливает обмен глюкозы.
Пантогам — (гопантеновая кислота) – препарат обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения, повышает умственную и физическую работоспособность.
Глицин — является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, повышает умственную работоспособность, облегчает засыпание.
Фенибут — облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС, улучшает мозговое кровообращение, повышает умственную работоспособность.
Церебролизин — повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.
Кортексин – стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге.

Обследуя ребенка с речевой патологией, невролог или невропатолог может назначить ему проведение специальных исследований.

Обследование ребенка с речевой патологией:

• Выявить степень зрелости мозга и измерить внутричерепное давление позволяют данные нейросонографии и электроэнцефалографии.
• Определить скорость и объем кровотока в со¬судах шеи и головного мозга, позволяет транскраниальное допплеровское обследование (допплерография го¬ловного мозга).
• Спондиллографическое исследование шейного отдела позвоночника (спондиллография) показывает причины нарушения мозгового кровотока в шейном отделе позвоночника.
• Определить снижение или повышение мышечного тонуса помогает электромиография.