Речевая азбука


Яна Евгеньевна Гордеева,

учитель-логопед

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!), не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развит ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

girl blowing pinwheel

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимо для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки; шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!)
Если ребёнку исполнилось три года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в три года – о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь малыша, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!)
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображён на них; пусть малыш отвечает на вопросы:
Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы?
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышлении, память, речь, восприятие.