Рисование


Мария Юрьевна Твитина,

воспитатель гр. «Звёздочки»

Рисование — большая и серьезна работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали. Помнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

111 Детское рисование — один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

11111

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование — это важный информационный и коммуникативный канал.

viber imageУважаемые родители! По чаще привлекайте детишек к рисованию, а лучше сами с ними садитесь рисовать.




Речевая азбука


Яна Евгеньевна Гордеева,

учитель-логопед

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (это машина – би-би. А вот собака – ав-ав!), не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развит ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимо для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки; шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!)
Если ребёнку исполнилось три года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в три года – о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь малыша, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!)
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображён на них; пусть малыш отвечает на вопросы:
Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы?
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.




Частичка добра


Оксана Дмитриевна Кузнецова,

воспитатель гр. «Рябинка»

«С частичкою добра» под таким девизом воспитанники подготовительной группы 05 «Рябинка» отправились в гости к братьям нашим меньшим. На этот раз ребята захотели помочь экзотическим животным нашего города.

IMG-9cd7c7dc0364d0ca618b9c8d542e7d4c-V

И вот мы у порога в Экзотеррариум, где нас встретили два больших дога. Ребята сначала заволновались, но экскурсовод заверила нас, что все обитатели мирные и их не стоит бояться. Интерес к животным взял верх и вот уже ребята с удовольствием рассматривают и слушают экскурсовода, которой хочется сказать отдельное спасибо за интересный рассказ о ее питомцах.

IMG-cbd3a34b08f5312ab4ad1053dd7f77aa-V

 

После этого детям было разрешено покормить некоторых животных. Ребята были в восторге! Полные впечатлений мы отправились в детский сад. Данная акция в нашей группе проходит уже не первый год и будем надеяться, что не последний. Ведь важно дать детям не только новые знания, но и привить их любовь к животным. Кто же поможет братьям нашим меньшим если не мы!

IMG-99aa0628a63f1fa66bf8b0d057ddbae9-V




Любовь мамы


Елена Викторовна Самкова,

воспитатель гр. «Почемучки»

Здоровая привязанность к матери, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые «рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.
Что делать, чтобы развить здоровую положительную привязанность матери и малыша?
— Создавайте условия для развития образа ” Я ” ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре.
— Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
— С первых дней жизни младенца будьте осознанно внимательны к нему: постоянный поток воздействий, обращенных к нему, создает привычку и вкус к ласке, теплым словам и тем самым формирует потребность в общении.
Бережное, доброжелательное, уважительное отношение матери к малышу укрепляет его положительное самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностной активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.
Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком, который ее заменяет, хотите – верьте, хотите — нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе. Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности:
-доверять,
-любить,
-принимать любовь.
Роль матери настолько велика, что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те, кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции.
То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь.
Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок — плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он — прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.
Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.
Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?
— способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…
— способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям;
— помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).
Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.
Качества матери, которые важны для роста и развития детей!
-теплота;
-мягкость;
-нежность в отношениях;
-подбадривание;
-эмоциональная поддержка…
Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве проявляют
общительность, сообразительность, изобретательность в играх.
В подростковом возрасте таким детям присущи:
-черты лидерства;
-инициативность;
-отзывчивость;
-сочувствие;
-самостоятельность;
-популярность среди сверстников (что очень важно для подростка).
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. Мать может не соглашаться с выбором, сделанным дочерью, но она признает за дочерью право на выбор, потому что дочь — независимая личность, идущая своим собственным путем.
Материнская любовь – беззаветная, нежная, самоотверженная. Это величайший дар каждому из нас. Дар, которым природа наделила каждую женщину — любить своего ребенка.




О пользе мяча


Зульфия Вильевна Карамова,

инструктор по физической культуре

Физическое воспитание выступает наиболее существенным условием гармоничного развития ребенка. Приобщение к спорту и физической культуре дает человеку с раннего детства физическое здоровье и закалку, воспитывает быстроту реакций и ловкость, развивает чувство дружбы и повышает активность в целом.
Обычно мяч выступает в качестве развития достаточно важных физических качеств ребенка, таких как ловкость, сила, меткость и другое. Тем не менее, возможности рассматриваемой нами игрушки нельзя исчерпать лишь этим. Мяч способен помочь развитию многих психологических способностей.
Например, способность общения и взаимодействия с другими, принимать и отдавать мяч, удерживать его.
Основная цель использования мяча – это обучить малыша обхвату и удержанию круглых предметов самого разного качества и объема. Изначально маленьким дошколятам лучше покупать совсем маленькие мячики, так как ребенок может удержать их одной рукой. С возрастом ребенку можно покупать мячи разного объема, они могут расти вместе с ребенком.
При этом ребенок должен стараться осуществлять броски разной дальности, а также точности. Для детей от года до двух интерес представляет не бросание мяча, а скатывание его с пологой поверхности. Чем старше становится ребенок, тем задания могут быть сложнее. Например, совместно с папой и мамой можно научиться закатывать мяч в определенной ширины ворота или ямку.
В обычных магазинах можно купить мячи разного размера, формы и качества. К примеру, это могут быть:
— воздушные шары;
— большие надувные мячи;
— теннисные мячики;
— мячи от пинпонга;
— спортивные резиновые мячи разного объема, все зависит от возраста ребенка;
— тряпичные мячи;
— мячики, изготовленные из ваты;
— клубки ниток;
Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.
Мяч, выступая основным для бросания и метания предметом, должен всегда быть в распоряжении ребенка.
Действия с мячом должны быть включены не только в развивающие программы дошкольных учреждений, но и в совместные игры родителя и ребенка. Они становятся и активными инструментами самостоятельной игры дошкольников.
Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткость. Они требуют также хорошей координации движений.
Игры с мячом развивают ритмичность и точность в движениях, формируют ловкость.
Родители могут выполнять такие действия в процессе взаимодействия с ребенком:
1. Показывать ребенку, какие именно действия он может выполнять с мячиком. Это помогает ребенку получать собственный двигательный опыт;
2. Можно научить ребенка держать его сначала в двух, а потом в одной руке;
3. Отталкивать от себя, обхватывать пальцами и т. п.
В дошкольном учреждении задача инструктора и воспитателя постараться сформировать в детях командный дух. Для этого детей третьего года жизни начинают объединять в команды и играть вместе с ними. В каждой возрастной группе мячи должны быть маленькими или большими, выполненными из разного материала. Это определяется физическим здоровьем детей, а также их возрастом.
Для того чтобы все дети правильно выполнили упражнение, им должен владеть сам воспитатель или в группе должен быть ребенок, который уже умеет его выполнять.
В момент выполнения упражнений педагог обязательно должен комментировать действия детей, важна и их коррекция со стороны воспитателя, особенно если они отличаются однообразностью.
При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.
Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.
Очень важно в момент игры с мячом переключать внимание ребенка на другие действия. Для этого можно придумать упражнения по типу мячик отдыхает.
Для того, чтобы игры с мячом и в родительской семье и в группе дошкольников были наиболее удачными и приносили положительный результат, необходимо помнить:
1. Дети любят играть с мячом, по этой простой причине они должны ощущать его природу. Они должны иметь как можно больше самостоятельности при выполнении упражнений с мячом;
2. Выполняя упражнение с мячом важно уделять внимание каждому ребенку, если дети находятся в группе и учитывать сущность всех движений, если ребенок один;
3. Очень важно уметь вовремя находить слова одобрения, особенно если ребенок затрудняется в выполнении упражнений;
4. Выполнение упражнений должно чередоваться с активным отдыхом, когда дети могут просто поиграть с мячом. Это будет выступать как бы подготовительным этапом к будущим упражнениям;
4. В младших группах действия с мячом постоянно обыгрываются;
5. Для маленьких детей обязательно выполнение упражнений по бросанию мяча в цель.
Таким образом, мяч выступает универсальным инструментом развития дошкольника. Он формирует не только четкость действий и выносливость, но и спокойствие, а также достижение поставленной цели.




Дом для книг


Ирина Владимировна Сергеева,
воспитатель гр. «Солнышко»

Мы, дети и воспитатели группы «Солнышко», хотим выразить глубокую признательность родителям нашей группы, за помощь в приобретении стеллажа для центра развития речи!

20180507_160457

В нем разместились наши любимые книги, дидактические игры, нашлось место и для книжек-малышек, которые дети сделали своими руками! Уважаемые родители, без Вас мы бы не справились! Желаем Вам и дальше оставаться неравнодушными к жизни группы и детского сада, любить и понимать своих детей! Большое Вам спасибо!

20180507_155529




Дерево добра


Евгения Матвеевна Склянова,

воспитатель гр. «Смородинка»

Акция «Дерево добра» — прошла в нашей группе. Родителям предложили завязать ленточку соответствующую их представлению о наказании.

viber image
«Синие ленточки» символизируют раскаяние о своём агрессивном поведении в отношении детей.
«Оранжевые ленточки» символизируют обещание проявлять доброе и терпимое отношение к детям.

Как можно заметить, родители стараются проявлять уважительное и ненасильственные меры воспитания к своим детям. От лица воспитанников, педагоги благодарят семьи за чуткость и уважительное отношение к личности маленького человека!




Истоки добра


Людмила Васильевна Арбузова,

воспитатель гр. «Брусничка»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

046
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети располагают хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Поэтому, при работе с детьми, использую любой повод для этого. В течении всего зимнего периода подкармливаем с детьми птиц, а на одной из прогулок вдруг обнаружили на кормушке двух белочек, которые теперь стали нашими друзьями, прекрасным объектом для наблюдений, нашими питомцами нуждающимися в заботе.

045

Знакомлю с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

044




На пороге школы


Елена Владимировна Нагибина,

воспитатель гр. «Почемучки»

Скоро в школу. Этой осенью ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг вы, родители, порой сбиваетесь с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к поступлению в школу. Но, при этом забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей. Именно в ваших силах создать в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Ваши дети придут в школу после детского сада и уже знают, как вести себя в коллективе, у них есть представление о занятиях. Но всё же готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах и образовательных центрах.
Что, собственно, означает «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
Готовность — это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности — готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в далее. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам, не сможет успешно учиться. И наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. Во-первых, ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Не менее важно воспитать в будущем школьнике волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе.
Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности.




Речевые игры


Ольга Александровна Шаяхметова,

учитель-логопед

Развитие речи – это важный этап в формировании личности. При помощи игровых занятий и упражнений, родители смогут сделать этот период жизни малыша максимально легким и комфортным.

 Игры для развития дыхания

Все слова мы произносим на выдохе, и, следовательно, чем более тренирована наша дыхательная система, тем больше слов умещается в один выдох. Самый простой способ тренировки — дуть во все, что для этого подходит: свистеть в свистульки, дудеть в дудочки, надувать воздушные шарики и мыльные пузыри.

Ветер

Возьмите кусочки ваты или бумаги и положите их на стол. Ваша задача сдуть их как можно дальше. Кто дальше сдул, тот и выиграл.

Выстрел
Ребенок берет губами «пулю» (предмет цилиндрической формы, не пропускающий воздух; идеально подойдут пробки от вина или пластиковые от шампанского) и на выдохе должен выстелить ею как можно дальше.

Коктейль
Возьмите соломинку, опустите ее в жидкость и покажите ребенку, как, выдыхая, делать пузырьки. Играть можно как с напитками в чашке, так и в ванне, создавая вокруг себя «эффект джакузи».

 Игры для развития артикуляции

Упражнения по артикуляции необходимы, чтобы произносить звуки правильно и говорить внятно. В этом процессе задействованы и лицевые мышцы, и речевые области коры головного мозга, и так называемые «произносительные органы речи», включающие в себя гортань, глотку, нёбо, губы и язык. Все они хорошо тренируются при произнесении скороговорок и считалочек. Есть и другие способы тренировки, например, артикуляционная гимнастика.

Хоботок
Расскажите ребенку, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Чтобы сделать, как пчелка, нужно сложить из губ хоботок и через него втянуть воздух. Хороший результат, когда ребенок может делать это в течение 5-8 секунд. Полезная гимнастика для хоботка — пить воду через соломинку.

Веселая змейка
Изобразите с малышом улыбающуюся змейку, которая играет язычком — то высунет его, то спрячет.

Лошадка
Поцокайте язычком, изображая, как скачет лошадка. При этом нижняя челюсть остается неподвижной, а цокает только язык.

Дразнилка
Ребенок открывает рот, высовывает язык и, произнося звук «э-э-э», болтает им в разные стороны — вверх, вниз, от одного угла рта к другому.

Язык животных
Расскажите малышу, как «говорят» разные звери и птицы: собака гавкает — «гав-гав», воробей чирикает — «чирик-чирик», змея шипит «ш-ш-ш». Затем играйте в угадайку — называйте животное, издающее звуки, которые произносит ваш ребенок.

Маленький поэт
Научите малыша сочинять стихи, повторяя последний слог фразы.
 Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Начинается игра — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Все несутся, кто куда — да-да-да, да-да-да.
И играют в чехарду — ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Игры для пополнения словарного запаса

Словесные цепочки
Адаптированная для малышей версия игры «в города»: нужно называть слово, которое начинается с той же буквы, на которую закончилось слово, произнесенное предыдущим игроком. Например: ковёр — ракушка — апельсин — небо — облако и т.д.

Чемодан
Пофантазируйте с ребенком, как будто вы отправляетесь в путешествие — в Африку, на необитаемый остров, на Северный полюс и т. п. Нужно собрать чемодан. Что малыш возьмет с собой?

«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Находясь не дома, попросите ребенка вспомнить, что есть в его комнате — все-все, до мельчайших подробностей. Используйте любые места, где малыш бывает: помещения в квартире, детскую площадку, цирк, магазин, детский сад.

  Игры для формирования речевых навыков

Просите ребенка подробно рассказывать обо всем, что с ним произошло за день, пересказывать мультики и прочитанные сказки.

В гостях у сказки
Предложите малышу придумать сказку или историю про какую-нибудь игрушку или прохожих на улице: «Представь, что вот эта девочка не просто девочка, а принцесса из далекой сказочной страны…». Ребенок может фантазировать и про себя самого: «Если бы я был волшебником…».

Экскурсия
Возьмите какую-нибудь игрушку и попросите ребенка провести ей экскурсию по дому (магазину, детской площадке) — показать все помещения и вещи и объяснить, что и для чего нужно.

Угадай-ка
Загадайте какой-нибудь предмет, а ребенок будет его отгадывать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет»: «Это можно есть?», «Это сделано из дерева?», «Это больше, чем дом?».

В ваших силах придумать еще больше разнообразных игр, которые помогут малышу научиться правильно говорить и не дадут ему заскучать в транспорте, на прогулке или в очереди к врачу.